Bвeдeнie.

  Безъ движeнiя нѣтъ жизни. Сила, движeнie, жизнь — все это, въ сущности говоря, лишь разныя Haзвaнiя одного и того же. Причиной движeнiя является сила. Что не живeтъ, то не двигается. Вся вселенная — это одинъ вихрь движeнiя, который одинаково уноситъ какъ молекулу, такъ и планету. Движeнie творитъ жизнь — и обратно: жизнь безъ движeнiя погибаетъ. Жизнь развивaeтcя, совершенствуется, обогащается, расширяется движeнieмъ, и чѣмъ напряженнѣе жизнь, тѣмъ энергичнѣе становятся организмъ и его органы. Что для огня притокъ воздуха, то для жизни Человѣкъ, будучи частицей вселенной, проявляетъ свою жизнь движeнieмъ. Новорожденный, едва появившись на свѣтъ, уже производитъ безсознательныя движeнiя, которыя его укрѣпляютъ и дѣлаютъ здоровымъ и сильнымъ. Ребенкомъ онъ забавляется играми благодаря своему инстинктивному cтpeмлeнiю къ движeнiю. Эти же игры развиваютъ его силы для будущаго его пpизвaнiя.
Человѣкъ — это cлѣдcтвie окружающаго, которое воздѣйствуетъ на него. Все, чѣмъ онъ занимается, все, что на него дѣйствуетъ извнѣ, — все это творитъ его существо, его бытie. Bлiяeтъ ли оно всесторонне, — человѣкъ разовьется всесторонне, влiяeтъ ли односторонне, — разовьется односторонне, и притомъ какъ тѣлесно, такъ и душевно.
Въ дoиcтopичecкiй пepioдъ своего cyщecтвoвaнiя человѣкъ былъ вынужденъ добывать себѣ пpoпитaнie охотой. Онъ долженъ былъ догнать живoтнoe, убить его камнемъ или копьемъ и отнести къ себѣ. Эти ycлoвiя сдѣлали изъ него прекраснаго бѣгуна, метателя и носильщика. Недостатокъ пpoпитaнiя понуждалъ его воевать съ сосѣдними племенами, а война въ усиленной степени требуетъ хорошо развитыхъ охотничьихъ качествъ. Явилась необходимость упражняться и учиться военнымъ, боевымъ движенiямъ и пpieмaмъ, требующимъ отъ будущаго воина всесторонней годности.
Такимъ образомъ, охота и война стали матерями и учительницами всѣхъ вообще тѣлесныхъ yпpaжнeнiй.
Всесторонней тѣлесной годности потребовало и позднѣйшее положенiе доисторическаго человѣка, какъ пастуха, для борьбы съ дикими звѣрями, нападающими на его стада, равно какъ и дальнѣйшее положенiе земледѣльца — для тяжелой работы при обрабатываннiи первобытной природы и ея даровъ.
Въ перiодъ организованнаго государства, когда люди раздѣлились на сословiя благодаря раздѣленiю своихъ занятай, только малая часть населенiя продолжала заниматься охотой и войной.
Государство приняло на себя обязанность заботиться о войскѣ и о тѣлесной годности воиновъ соотвѣтствующимъ обучетемъ.
Остальныя сословiя, благодаря односторонности своихъ занятiй, теряли свою прежнюю тѣлесную пригодность къ войнѣ и вообще къ жизни, короче — стали понемногу вырождаться. Пришлось искусственно дополнять то, чего не давало жизненное поприще. Появилась необходимость поддерживать тѣло нарочитыми упражненiями, которыя могли бы замѣнить то всестороннее развитiе, которое даетъ война.
Этимъ было положено основанiе гимнастикѣ или тѣлоупражненiю.
Гимнастика, или тѣлоупражненiе, объемлетъ въ себѣ есть тѣ движенiя, которыя человѣкъ продѣлываетъ умышленно, съ Цѣлью развить силу и сохранить ее.
Въ разныя времена и у разныхъ народовъ эта главная цѣль гимнастики (развить и сохранить силу) получаетъ разную окраску и оттѣнки, смотря по высотѣ образованности и по характеру даннаго народа и времени.
Самая древняя окраска была, безусловно, боевая: достигнуть всесторонней годности для охоты и войны. Ребенокъ, юноша, мужчина упражнялись, чтобы быть въ состоянiи выдержать трудности войны и борьбу съ животными.
Послѣ боя праздновали побѣду увеселенiями: танцами и играми... Этотъ родъ гимнастики встрѣчается у всѣхъ древнихъ народовъ: у египтянъ, персовъ, ассирiйцевъ, евреевъ, римлянъ и пр.
Иной, болѣе высокiй родъ гимнастики появился у грековъ: гимнастика воспитательная (педагогическая) и эстетическая.
Греки, народъ весьма проницательный, замѣтили, что систематическими занятiями гимнастикой по опредѣленнымъ правиламъ можно воспитать и развить человѣка до самой высокой степени совершенства не только тѣлеснаго, но и душевнаго, такъ какъ гимнастика одновременно дѣйствуетъ и на его душевныя свойства.
Благодаря своему врожденному чувству красоты, они поняли и оцѣнили гимнастику, какъ источникъ тѣлесной красоты, поэтому они такъ и полюбили ее.
Они ввели систематическое тгълесное воспитанге, какъ государственную повинность, и достигли благодаря этому такого совершенства, что стали учителями всѣхъ остальныхъ народовъ.
Позже всего были открыты въ гимнастикѣ лечебныя свойства, что дало поводъ къ возникновенiю новаго рода ея, а именно лечебной или врачебной
Имѣются довольно вѣроятяыя свѣдѣнiя, ЧТО самому древнему народу, который мы только знаемъ, китайцамъ,—уже за 4000 лѣтъ до Р. X. была извѣстна гимнастика со всѣми ея воспитательными и лечебными свойствами. Они занимались гимнастикой съ цѣлью закалить тѣло отъ болѣзней и съ цѣлью леченiя. Они знали фехтованiе, танцы, бѣгъ, прыжки, военныя строевыя движенiя, упражненiя со снарядами: палками и дубинами (кiями). Изъ упражненiй на снарядахъ знали упражненiя на деревянномъ конѣ и мачтѣ.
Также и индусы систематически упражнялись въ цѣляхъ развитiя силы, ловкости и рѣшительности.
Остальные народы знали только военную гимнастику.
Гимнастика достигла самаго высокаго развитiя, какъ мы уже сказали, у грековъ въ перiодъ отъ 776 г. до Р. X. и до 394 г. послѣ Р. X. Греки открыли ея воспитательныя свойства и сдѣлали гимнастику источникомъ античной красоты.
Потребность гимнастики у нихъ исходила изъ ихъ жизнепониманiя, которое воплощалось въ идеалѣ каждаго грека быть „здоровымъ, сильнымъ и красивымъ"—χαλόν χάγαθόν.
Среднiе вѣка отвергли античное образованiе, а съ нимъ и тѣлесное воспитанiе. Хриспанство, овладѣвъ посредствомъ церкви всѣмъ мышленiемъ этого времени, учило заботиться только о спасеннiи души, тѣло же предлагалось подавлять, какъ жилище дьявола, все время старающагося погубить душу. Какъ примѣръ, достаточно привести такое явленiе, какъ аскетизмъ.
Но вотъ, въ XV столѣтiи, наступила реакщя благодаря изученiю остатковъ античной культуры (гуманизмъ) и снова стали проникать въ жизнь воззрѣнiя античныхъ мыслителей.
Продолжатели гуманизма были: чехъ Янъ Амосъ Коменскiй (1592—1671), педагогъ и философъ, затѣмъ англiйскiй государственный дѣятель, философъ и медикъ ДжонъЛоккъ (1632—1704 и наконецъ французскiй философъ Жанъ Жак Руссо (1712-1778).
Эти мыслители въ своихъ сочиненiяхъ требовали, чтобы молодежь, которая изощряла лишь свой умъ въ схоластических школахъ, была воспитываема и тѣлесно закаливанiемъ и различными упражненiями. Они нашли и подняли потерянное знамя— „въ здоровом тѣлѣ и духъ здоровый!"
Въ особенности влiятельнымъ оказался голос Руссо. Свои взгляды на воспитанiе изложилъ онъ въ книгѣ „Эмиль": Эти взгляды привели въ исполненiе нѣмцы: Бернгардъ Базедовъ (1723—1790), Христiанъ Зальцманнъ (1744—1811) и швейцарецъ Генрихъ Песталоцци (1746—1827). Они въ своихъ школахъ ставятъ тѣлесное воспитавле рядомъ съ развипемъ ума...
Iоганнъ Христ. Гутсмутсъ, учитель Зальцманновской школы, написалъ первую гимнастическую книгу.
Фридрихъ Людвигъ Янъ, послѣдователь его (1778—1852), внукъ чеха-изгнанника, основалъ въ Германнi общественную гимнастику въ нацiональномъ духѣ. Заслуги его въ гимнастикѣ настолько велики, что нѣмцы его называють „отцомъ гимнастики".
Основанiе школьной гимнастикѣ въ Германнi и Швейцарiи положилъ Адольфъ Шписсъ (1810—1858). Шведъ Петръ Генрихъ Лингъ (1776—1839) основалъ гигiеническую и лечебную гимнастику. Послѣднiй родъ гимнастики до сихъ поръ носитъ названiе шведской.
Изъ Германiи гимнастика перешла и въ другiя европейскiя страны.
Въ Чехiю, а именно въ Прагу, гимнастика была принесена Рудольфомъ Стефани въ 1842 г. тоже изъ Германiи. Его учениниками были Янъ Малыйпетръ и Шмидъ. Изъ гимнастическихъ институтовъ послѣднихъ вышелъ д-ръ Мирославъ Тыршъ (1832— 1884), основатель чешской сокольской общественной гимнастики.
Хотя Тыршъ и воспользовался нѣмецкой гимнастикой, какъ основанiемъ, но такъ ее переработалъ въ античномъ духѣ, что получилъ совершенно новую гимнастическую школу, высоко стоящую по своимъ внутреннимъ достоинствамъ надъ остальными системами.
Чѣмъ для нѣмцевъ былъ Янъ, тѣмъ, даже больше, является Тыршъ для чеховъ и остальныхъ славянъ, такъ какъ послѣднiе берутъ его принципы и идеи отъ чеховъ.
Отъ эпохи возрожденiя гимнастики надъ усовершенствованiемъ и углубленiемъ ея работаютъ воспитатели, философы, врачи, художники, эстетики, организаторы и политики.
Поэтому-то гимнастика такъ быстро идетъ впередъ.
О современной гимнастикѣ можно сказать, что она одновременно и наука и искусство.
Наука—потому, что она опирается на науки, какъ анатомiю, физиологiю, динамику... Искусство же потому, что она развиваетъ красивое человѣческое тѣло, будитъ въ человѣкѣ чувство красоты требуетъ изящности и, можно сказать, художественной стройности каждаго движенiя, а главное, стремится къ неустанному совершенствованiю.
Мы дѣлимъ гимнастику на двѣ главныхъ вѣтви:
1. Гимнастика воспитательная (педагогическая) занимается здоровымъ тѣломъ и развиваетъ его, стремясь къ идеалу здоровья, силы и красоты.
2. Гимнастика лечебная (врачебная) пользуетъ тѣло больное, недоразвитое, искривленное. Она еще называется иначе ортопедическою, терапевтическою, дiэтетическою и пр.
Цѣль воспитательной гимнастики —укрѣпить и сохранить человѣку здоровье, сдѣлать его неуязвимымъ дать ему отвагу и хладнокровiе, силу и ловкость, проворство, рѣшительность, смѣлость и, наконецъ, предохранить отъ послѣдствiй одностороннихъ занятiй.
Спецiальными систематическими упражнетянiи достигаемъ пропорцiональнаго, гармоническаго развитiя человѣческаго тѣла.
Итакъ, главная цѣль ея сдѣлать человѣка здоровымъ, сильнымъ и красивымъ (девизъ греческаго воспитанiя zaXov *'d-'aO6v). Тыршъ выразилъ эту же цѣль гимнастики однимъ словомъ „укрѣпляемся!", т. е. что она стремится укрѣпить тѣло, закалить его, сдѣлать сильнымъ и способнымъ сопротивляться всѣмъ вредоноснымъ влiянiямъ.
Воспитательная гимнастика укрѣпляетъ не только мускулатуру, но и кости, внутреннiе органы дыханiя и пищеваренiя, а также и нервную систему.
Лечебная гимнастика относится къ спецiальнымъ предметамъ медицины и имѣетъ цѣлью устранять искривленiя позвоночника и ногъ, вообще разнообразные тѣлесные недостатки; лечитъ нервныя и многiя иныя болѣзни.
Лечебная гимнастика (ортопедiя) часто употребляетъ несамовольныя (пассивныя) движенiя, т. е. такiя, какiя лечащiйся не производитъ самостоятельно, а они вызываются внѣшнею силою врача, упражнятеля или машины. Кромѣ этого, пользуются еще массажемъ (растиранiемъ), электричествомъ и разнообразными самодѣйствующими приборами для искусственно вызываемыхъ движенiй. Ортопедiей лечатъ исключительно въ спецiальныхъ институтахъ.
Воспитательная гимнастика принята въ школѣ, въ войскѣ и въ гимнастическихъ обществахъ.
Школьная гимнастика предназначена для молодежи, являясь учебнымъ предметомъ.
Военная гимнастика имѣетъ въ виду солдатъ и задается цѣлью повысить ИХЪ боевую годность (походъ, мѣрный бѣгъ, бѣгъ, прыжки, перелѣзанiе черезъ препятствiя, упражненiя съ оружiемъ, вольныя упражненiя и на снарядахъ).
Общественная гимнастика предназначена для юношей (въ Соколѣ, начиная съ 18 лѣтъ), дѣвицъ, мужчинъ и женщинъ. Она проникнута нацiональнымъ духомъ и, не будучи такъ регламентирована правилами и предписая4ями, какъ военная или школьная гимнастика, даетъ больше всего свободы какъ единицѣ, такъ и массѣ. Благодаря этой свободѣ она является самой богатой не только количествомъ и разнообразiемъ упражненiй, но и успѣхами.
Эта гимнастика руководится строгой и точной системой.