Уже много лет нам постоянно приходится слышать один и тот же вопрос. Задают его и новички, и люди, много лет занимающиеся искусствами поединка, но не знакомые с нами. Звучит он примерно так:
- Какой у Вас стиль?
Постараюсь ответить на него по-серьезнее, хотя пошутить по этому поводу или просто по…молчать часто очень хочется. Многие мои соратники, достигшие ступени наставника обладают собственным стилем – ведения боя, поведения в обществе, работы,… И в этом нет ничего необычного. Все по-разному сложены, отличаются друг от друга ростом и возрастом, личным опытом и пристрастиями. Сколько существует, исходя из изложенного, способов самозащиты? Видимо, стоит помножить это на довольно большое количество бросков, ударов, передвижений, позиций,…? Существует Воинское Искусство, а стилей столько, сколько “мастеров”, а лучше сказать “воинов”. К слову – Собор и стремится воспитывать в следующих Пути индивидуальные качества личности, а не подогнать под единый стандарт. Каждый ценен тем, что пользуется огромнейшим многообразием технических действий по-своему, да и, в конце концов, атаковать, как Добрыня Никитич, противника вдвое крупнее меня абсолютно не в моем стиле!
Однако, есть и рационализм, тактика и стратегия, формальная техника, адекватность действия, мировоззрение, законы Пути... А вообще, обидно – говорят, у всякой школы есть свой стиль, а мы так долго скрывали от широкой публики описание собственного!
Итак:
Я расскажу Вам Легенду о Белой Сахарнице, которую услышал от своего учителя много лет назад. Ему, в свою очередь, она досталась от его учителя, а может быть, он ее сам выдумал, выпивая с друзьями в незапамятные времена. Другими словами, это очень древняя и таинственная легенда, поражающая глубиной смысла и чувства, повесть, завораживающая своим проникновением в суть великого воинского искусства.
Слушайте...
Давным-давно это было, когда мир был юн и прекрасен, а жители Поднебесья жили в согласии с собой и природой. Зло тогда только восстало на исходе, и кровавые ростки его редко-редко мешали немногочисленным мудрецам наслаждаться искусными творениями, выпивая с друзьями, или коротать одиночество….
В приятном отдалении от людей жил старик. Сколько ему было лет, откуда пришел он не знал никто, - все помнили его стариком. Он не был немощен, но не был и силен, седина обрамляла лицо, но из-под густых бровей смотрели глубокие, как небо, глаза - такие добрые и спокойные. Старик не был богат, все, что было у него ценного - это редкой работы сахарница и чашка - обе белого тонкостенного фарфора. И не то что бы они были каким-то сокровищем - просто дед их очень любил. В небольшой беседочке в тенистом вишневом саду он частенько, любуясь прекраснейшими из цветов, попивал сладкий чай, наполненный ароматами весенних трав, а перед ним на столике всегда стояла белая сахарница.
Так было и в этот раз. Ничто, казалось, не могло омрачить тихого замечательного вечера. Алел всеми оттенками красного и оранжевого закат, затейливую мелодию выводили соловьи, стрекотали цикады, ласково гладил волосы мягкий ветерок. Как вдруг резкий порыв сорвал лепестки цветов, и, набирая мощь, пустил волны по травам, затем затих и бросил силу, поднимая в воздух пыль и камешки внезапными смерчами. Крупицы застучали по крыше беседки, несколько камешков упали на столик, а один, не крупнее хорошей фасолины, с силой ударил в крышку сахарницы. Старик замер от ужаса, как будто камень попал в его сердце, но... крышечка, поддаваясь толчку, элегантно обернулась вокруг своей оси, и кусочек известняка, не причинив никакого вреда, упал внутрь на горку сахара. Ветер стих также внезапно, как и начался. Дед, похватавшись немного у сердца, тоже пришел в себя и, унеся свое сокровище в дом, в этот вечер рано лег спать. Никто не знает, что снилось ему в ту ночь, наверное, он все снова и снова переживал случившееся. Минул год, а может и более. Что-то незримо изменилось под звездами. Как будто мимолетная тень омрачала временами светило. Стали меняться и люди…
Однажды, в сад старика, ломая ветви деревьев и топча цветы, ворвались грабители и, угрожая расправой, стали требовать золота. Золота у того никогда не было, и поэтому двое схватили деда за руки, а остальные начали его страшно избивать. В короткое мгновение старик попрощался с жизнью - бандиты были сильны и жестоки - как вдруг, словно мановением свыше, его постиг свет, озаривший все его существо. Он вспомнил почти забытый случай с его сахарницей, и когда кулак уже готов был раздробить ему голову... дед стал вогнутым. Да-да, как его Ценная Белая Сахарница, в доли долей секунды стал вогнутым, - и разбойники поубивали друг друга. После чего старик опять стал выпуклым и, нисколько не сожалея, отнес трупы подальше и закопал их
Так родилось величайшее из искусств ведения боя - стиль “БЕЛОЙ САХАРНИЦЫ”.
С тех пор минуло много столетий. Все, естественно, умерли, но сахарница та цела и стоит дома у моего друга, где мы иногда выпиваем, когда правила школы Белой Сахарницы позволяют нам это.
С Белой Сахарницей связано много забавных историй, и об этом мы обязательно поговорим - в другой раз - за чашечкой чего-нибудь сладкого, наполненного ароматами весенних трав...
****** Ни в коем случае нельзя оставаться всегда вогнутым!!!
****** К повествованию стоит отнестись довольно серьезно, здесь важна каждая мелочь, каждый символ.
****** Если смысл чего-нибудь ускользает, попробуйте… чего-нибудь еще.
Если кому-то из Вас показалась, что легенда чем-то напоминает (стилем изложения?) истории о появлении на свет каких-либо китайских стилей боевых искусств типа “Белого журавля” или “Темного камышового кота”, не удивляйтесь – это действительно так.
Вообще говоря, мода на всевозможные стили рождена на Востоке, да и то, по всей видимости в нашем веке, с широким проникновением восточных воинских искусств на Запад; хотя, безусловно, стремление выделиться у некоторых мастеров было велико и в значительно более ранние эпохи.
Откуда берутся стили?
Например, Вы лет несколько изучали искусство у одного наставника, потом волею судьбы смогли продолжить занятия совсем в другом месте, далее Вам пришлось, уже будучи мастером, осесть где-нибудь в третьем месте, где Вы и открываете свою школу, и пытаетесь развиваться самостоятельно. И в лучшем случае Вы берете “самое лучшее” из известного Вам, а остальное отбрасываете за ненадобностью – может случиться и так, что Вы просто так и не научились ставить защиты, и теперь Ваш стиль состоит из уклонов головой и корпусом. А, может быть, Ваш наставник всю свою жизнь наблюдал за движением утки? Но человек не утка – этого явно мало. Возможно в традициях данной страны (или теперь школы) использовать длинные стелящиеся позиции и работу длинной цепью с серпом на одном и гирькой на другом конце – там местность пустынная. Но ведь если Вы в лесу попробуете так обращаться с оружием – Вас могут убить.
Чаще всего стили возникают из-за непонимания, недоученности и (или) сильного желания выделиться. В Соборе таких стилей могло быть косой десяток – благодарение Господа – такового пока не случилось. Люди, бывшие учениками Собора и открывшие свои школы, не упоминают этого слова. Приведу одну выдержку из книги основателя современного КАРАТЭ-ДО Гичина Фунакоши (1868-1957) “Каратэ-до – путь моей жизни”: “Одной из серьезнейших проблем, стоящих перед современным каратэ-до, является преобладание различных школ (стилей)… …Я снова говорю, как должно быть. В современном каратэ нет места различным школам. Некоторые наставники, я знаю, претендуют на введение новых необычных ката и таким образом стараются основать собственные “школы”.Действительно, я слышал, что я сам и мои коллеги относимся к школе Шото-кан, но я полностью отвергаю все попытки подобных классификаций…”