А.В. Подарин, С.А. Перепечкин
Академия «Собор», Московский авиационный институт
Современное развитие технических средств расширяет возможности по обеспечению (организации) учебного процесса. Методические материалы не просто описывающие, но и с помощью современных средств визуализации (видео, проектор, компьютер), показывающие технические действия в режиме реального времени более полно и доходчиво объясняют важные моменты техники (ударов, защит). При использовании визуальных материалов охватывается более широкая аудитория занимающихся, и каждый ученик больше времени уделяет самостоятельной работе над техникой. Отработка базовой техники- подготовительный этап.
Специфика единоборств предполагает умение применять технику в любой ситуации, готовность ко всему. Для этого необходимо знание и понимание основных принципов действий, тогда найдется выход в любой ситуации.
1. Компьютерные 3-D модели технических действий открывают широкие возможности для обучения. Используя модели человеческого тела, исследуются:
- траектории ударов и защит, определяются их параметры (дистанция, направление, скорость, сила) при различных физических данных (рост, вес) и состояниях (тонус);
- возможности действия по всем направлениям, для определения наиболее эффективных траекторий по силе, дистанции, скорости или по совокупности этих параметров;
- контроль взаимного положения частей тела (кулак, предплечье, локоть, ключицы …), в любой точке действия вплоть до конечного положения;
- ключевые моменты технических действий.
Все это, используется в комплексе, для выработки индивидуальной методики отработки техники с учетом конкретных физических особенностей, контроля выполнения программы обучения.
2. Компьютерные 3-D модели технических действий открывают широкие возможности для анализа работы опорно-двигательного аппарата как по отдельности: скелет, мышечный аппарат, так и совместно.
Для анализа оптимальных и предельных возможностей тела необходимо:
- исследовать нагрузки на мышцы, суставы, связки;
- найти пути достижения необходимого развития мышц, связок;
- определить достижимые результаты;
- выявить границы возможностей;
На основе полученных данных составляется методика занятий:
- для наработки необходимых навыков;
- для восстановления при различных травмах;
- для лиц с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата;
3. Биологические данные (рост, вес, длина конечностей), физическая подготовка у каждого уникальны. Использование 3-D моделей ударов и защит с учетом этих различий открывают широкое поле для детального разбора множества вариантов личных действий (атака-защита):
- сопоставление, анализ множества сочетаний атак/ударов и защит для партнеров с различными физическими и биологическими данными;
- оценка эффективности действий, выявление, проверка, выявление основных принципов атаки и защиты;
- составление наглядных рекомендаций для стандартных ситуаций;
- прогнозирование развития ситуации, анализ известных.
3-D моделирование - современный и эффективный инструмент для наставников в обучении и освоении базовой техники. Наглядный метод для расширения познания о человеке и его возможностях, для развития понимания и творческого применения техники, для решения нестандартных ситуаций.