В начале времен не было в мире ни песка,
ни моря, ни волн холодных. Земли еще не было,
и небосвода, бездна зияла, трава не росла."
"Сурт (черный) едет с юга с губящим
ветви, солнце блестит на мечах богов;
рушатся горы, мрут великанши,…"
Старшая Эдда, "Прорицания вёльвы"
"Прежде чем в дом войдешь, все входы ты
осмотри, ты огляди, - ибо как знать, в
этом жилище недругов нет ли."
Старшая Эдда, "Речи Высокого"
***
Наставникам Собора не хотелось бы, чтобы описываемые здесь события истолковывались как-нибудь иначе, нежели легендарные. Мы, безусловно, уверены в их достоверности, но это не мешает занимающимся Собором придерживаться собственных религиозных воззрений. И это совершенно справедливо, так как участники описываемых событий хотя и не являются людьми, - избави Бог называть их богами. Ибо Господь Един. А за чем нужны знания? Для начала, наверное, чтобы уметь отличить Добро от Зла.
***
Эта легенда почти такая же древняя, как Мир. Правду сказать, самого Мира - Яви - тогда ещё не было: молоденькая Доля только-только проклюнулась из Золотого Яйца и не успела ещё нарастить вокруг себя сверкающее оперение Вселенной. Но Духи-Хозяева у этого очень Юного Мира уже были, и самых важных Повелителей звали Род, Есь и Лох. Впрочем, и “было”, и “не было” и “когда-то очень давно” - всё это, как и сама Гала - время, - появилось значительно “позже”, вместе с обманом и тайной. Все обиды, вся боль сохранялись у обитателей Доли - а у Мары ещё не было целительного платка забвения... Потому накапливалась печаль и раздор в душах духов, пребывающих в мире. И, потянувшись к этому раздору из Нави, в такой ещё юный мир начал тихонько-тихонько проникать разлад, охватывая сначала лишь малую часть души, затем больше, больше...
***
Так было это зло растворено во всём понемногу, и становилось вокруг только хуже и хуже. Не было никакой возможности отделить прокравшееся зло от истинной души, поскольку не умел никто ни искать скрытое, ни прощать содеянное. И сама вечная память, и само бессмертие стали играть на руку пробравшемуся злу, так как не было очищения для однажды испачкавшегося!
Вот проник разлад из Нави и создал вокруг Доли первую Явь. И с левого борта Лодьи вздыбилась вечерняя Явь, с правого - утренняя, дно охватила полуденная, а всю Лодью накрыл свод из полуночной Яви. По краю Лодьи разлада было больше всего, и затопило это зло души, обитающие на краю, а Лада отступила к самому Алатырю-Ятре, чтобы наполниться его силой. Создала ненависть на краю Доли из погубленных разладом душ великанов-тулов. Наполнились души тулов ненавистью к Доле и к ряду, её поддерживающему. Пошли тулы по всему миру, разрушая везде, где они проходили, ряд. Тогда исчезло в Яви бессмертие, и появились из разрушения забвение и смерть.
А четыре сильнейших из них - Перша, Веша, Треша, Шеша - на краю Яви, пробив самое дно Лодьи, устроили Колодец Тартар в Навь, и забила из этого колодца на четыре стороны - на полночь, восход, полдень и закат - вместо воды зло-ненависть, несущая разлад.
Обеспокоились появлением тулов и Тартара хозяева Доли. Созвал всех повелителей Повелитель Пути Род, и пришли по его зову и Повелитель Душ Лох, и Повелитель Меча Есь, и Стражи. Передала Лада хозяевам благо силы Алатыря. Вступили с тулами они в схватку, и дух каждого тула поразил своим витым мечом Есь, и развеял Лох крыльями своей мельницы их души, и Мара своим платком прогнала негоды развеянных душ за край Лодьи в Навь. Казалось, победа уже рядом!
Но ничего не смогли сделать Повелители с четырьмя сильнейшими тулами, - ведь они черпали силу из неисчерпаемой Нави, из самого Тартара! Поразит Есь их дух - залатает ненависть из Тартара поражённое место. Развеет Лох их души, - вновь навь наполнит их разладом, заместив развеянные души.
Что же делать? Не желают смириться тулы, жаждая разрушения ряда, - не могут отступить и Повелители, сражаясь за свою Лодью. И, как Алатырь-Ятра даёт силы хозяевам Доли, так Тартар поддерживает тулов.
Поняли Повелители, что не одержать им победы, пока пользуются великаны Тартаром. Решили они закрыть, запечатать Колодец, чтобы перестала зло-навь протекать в Лодь, но не могли приблизиться к Тартару, так как повсюду окружала его навь и стерегли великаны.
Взял Род тогда Алатырь-Ятру, и прикрыл всех от буйства полуночного потока. Отвернул он поток, и бросились все запечатывать Тартар. Кинула свой платок Мара на Колодец, промок платок и поглотила его навь. Лишь ненадолго оказался прикрыт Тартар, но из-за этого слегка ослабели великаны и отступили. Бросил горсть праха со своей мельницы Лох в полночный поток, поглотила и его навь, однако ненадолго загустела она, з амедлила своё течение, и снова отступили тулы.
И поняли Повелители, что лишь меч Еся спасёт их, но должен Есь удержать меч, чтобы не поглотила и его навь. И, чтобы зло-навь не могла повредить Есю, когда будет он держать меч, нужна вся сила, вся мощь Доли.
Сказала своё слово Лада, и наполнила душу Еся неисчерпаемая сила Алатырь-Ятры, произнесла своё слово Маха, и влилась в дух Еся вся мощь ряда. Жива же словом своим связала неуничтожимой живой душу его с духом, чтобы не смогла навь внести между ними разлад. Привязал себя живой к мечу Есь в трех местах: ногу над пяткой - к клинку, запястья рук - к распростёртым усам крыжа, и вонзил меч в загустевший полночный поток.
Врос витой меч в полночный поток, и влился поток зла-нави в него, чтобы поглотить, но крепко был привязан Есь, крепко держал он меч! Защитила Есеву душу сила Алатырь-Ятры, полилась эта сила через Еся в полночный поток, усмиряя навь. Задымился от протекающей через него силы Алатырь-Ятра, обуглился и окаменел. Защитила Есев дух мощь ряда, и направила поток нави в меч. Не позволила жива внести разлад между душой и духом Еся, сохранил он свой лик, - но не смогли и сила, и мощь, и жива защитить Повелителя Меча от страдания. Пронзила навь Еся, закричал он от боли, но не отступил. И стала тогда бесящаяся навь терзать и дух, и душу Еся.
А пока Есь сдерживал полночный поток нави, запечатал Род с полночной стороны Тартар неуничтожимым Алатырь-камнем. Иссякли потоки нави на восход, полдень и закат, в страхе отступили оттуда великаны, а полночный поток впитывался в меч и продолжал течь. Меч же покрылся твёрдой коркой от противоборства мощи ряда и нави, стал расти больше и больше, и больше, - пока не превратился в Дерево-Ясень. Висел Есь на Дереве, страдая от невыносимой боли, раздираемый и пронзаемый ищущей выхода навью, но не сдался, не отступил.
Девять дней росло Дерево, девять дней бесконечных мучений перетерпел Есь. Лишь когда достигли ветви Ясеня другого края Лодьи, нашла выход в Нишню бесящаяся зло-навь, и прекратились его страдания. И за девять дней из смеси нави с несокрушимой волей и неизмеримых страданий Еся возникли две черных, как печаль, птицы - два Ворона, - которые с той поры сопровождали Еся повсюду и верно ему служили.
Прошли девять дней, - сняли Повелители Пронзенного Еся с Дерева и извлекли навь, пронзившую его душу. Залечили Лада и Мара его раны, восстановили Жива и Маха его мощь. Утратил Есь свой меч, - обратился он в Мировое Дерево. Вместо него сделал Есь из пронзившей его нави Пику-Иглу, и острота её ни с чем не сравнима! Нет равного этой пике оружия ни в Доле, ни в Недоле, так как способна она пронзать не только плоть, но и душу, и дух, погружая их в пучину невыносимых страданий.
В тех же трёх местах, где привязаны были руки и нога Еся, забили три родника с тремя Древесными Водами: где была левая рука, на закате, возник источник Мертвой Воды, где была правая, на восходе, - Живой Воды, где же была привязана к клинку нога Еся, на полдень ударил источник Медвяной Воды. И каждая из Вод стала чудесной: ведь каждая приняла на себя часть благих слов, защитивших Еся; каждая Вода была напитана живой, удерживавшей Еся на Мировом Дереве.
Мёртвая Вода несла в себя силу Алатырь-камня, восстанавливая разрушенное и смывая всякий разлад. Живая Вода несла в себе всю мощь живы, наполняя душу радостью и желаниями. Медвяная же Вода собрала в себя весь ряд, всю мудрость Доли.
Потекла из Мёртвого Родника великая река с Водой забвения, излечивающая все страдания и печали, стирающая из памяти всё былое - потому назвали её Стига. Из Живого Родника началась великая река с Водой жизни, дающей душе чувства и страсти, пробуждающей жажду воплощения - потому назвали её Руга. Вода же из Медвяного Родника не пробудила никакую великую реку, - она лишь растеклась вокруг Алатырь-камня и пропитала рядом всю Явь вокруг него, сделав её чудесной и удивительной.
Тогда взяла Маха листья Ясеня, вымочила их в Мёртвой Воде, спряла пряжу, соткала Платок-Марен, пропитанный Мёртвой Водой, и отдала его Маре взамен утраченного. Обладал Марен великой мощью нести забвение и исцеление, уничтожать разлад, но мог и запутать мысли, обмануть, ввергнуть в заблуждение. Приняла Мара подарок с благодарностью - а за то, что смогла Маха вернуть утраченное, прозвали её Могушь.
Поставили Повелители Стражей стеречь Мировое Дерево и три Воды: Маре велел Род беречь источник Мёртвой Воды, Живе - родник с Живой Водой, Махе - источник Медвяной Воды. Лада же стала беречь Мировое Дерево и лежащий у его комеля Алатырь-камень, запечатавший устье Тартара.
Поставил берегинь Повелитель Род стеречь чудесные Воды, а сам принялся устраивать Явь. Полуденную Явь, возле Алатырь-камня, где растеклась Медвяная Вода, сделал он Садом и нарёк: Вирий. Полуночную Явь, где крона Мирового Дерева касается Нави, назвал Недолей - так сильна была там зло-навь. Две же другие Яви сделал он Правью, чтобы направляли они Недолю и были её руслом. Ту, которая на восход, назвали Десной, другую, что на закат, - Шуей. Решили Повелители населить их многими душами, испорченными вторгшейся ненавистью, чтобы отделить в них разлад от ряда.
А в Вирии на берегу реки с Водой забвения, - чтобы разлад не затронул более душ Стражей и Хозяев, - Род воздвиг для них всех Большой Дом, окружив его прочной оградой от разлада. И была эта ограда первой из всех оград, потому назвали её “Азгард”. Перед оградой Большого Дома, где не было Сада, вспахал он великое Поле - Вышний Луб, и засеял его негодами из погибших душ, чтобы очистил их ряд от ненависти. А Стига и Руга отделили Вирий от Прави, и не стало свободного хода из Прави в Вирий. За устроение Яви прозвали Рода “создателем мест” - Дыем, а за то, что он вспахал его и засеял в Вирии Вышний Луб - Трором.
И когда устроили всё это Повелители, стали они везде искать четверых великанов, но не нашли их. Изменилась Доля, появились в ней скрытые места, появились ложь и обман - а крона Дерева и вовсе обратилась Недолей!
Принял тогда Лох вид Птицы-Орла, стал летать вокруг Дерева и выслеживать великанов - но густа была крона, ничего он не увидел. Превратился Лох в могучего Тура - стал бегать по Дереву, по Полю, - но не смог разыскать тульих следов. Что ж, стал Лох рыжим Лисом, влез в самую Чащу, пропитался хитростью Недоли, но кинулись на Лиса из засады великаны, - не стал сражаться с тулами хитрый Лис, удрал он из Чащи - зато вынес с собой хитрость.
Обернулся Род Птицей-Соколом, взлетел в крону Дерева и стал зорко высматривать притаившихся тулов. Но зыбка, изменчива навь! Что в Недоле хорошо, что дурно - не разобрать, не разделить. Кажется, мелькнула тень - а миг спустя ничего не видать... Не смогли разыскать скрывшихся великанов Повелители. Да и как их разыскать, если до сих пор никто ничего искать и не пробовал? Стали Повелители думать-беседовать, и придумали, как разыскать сохранившуюся в мире зло-навь.
Хитрый Лох сказал: “Подобное тянется к подобному, и из всех нас Один только Есь оказался близко знаком с навью, знает её, был пропитан и истерзан ею. Потому только он может почувствовать её присутствие, только он способен найти места, где притаилась навь!” И чтобы ясно видеть её следы, посоветовал он Есю оставить один свой глаз в Чудесной Воде. Ведь один глаз, который в Роднике, будет всегда видеть ряд, а другой, который останется с Есем, - разлад в этом ряде.
Сказано - сделано: Род велел Есю разыскать тулов. И когда пришёл Есь к Алатырь-камню, он, наверное, сел и надолго задумался. Может быть, он думал примерно так: “В какой из Вод больше ряда, в какой - больше нави? Руки я сжимал крепко, не проникла туда навь. Нога же была привязана живой, но не держала меч! Потому Медвяная Вода напитана навью, только она насыщена рядом - лишь она поможет мне увидеть их сразу и узнать, где зло-навь - где благо...”
Собрал свою волю Есь, вынул правый глаз, осторожно взял его обеими ладонями и положил в Медвяную Воду. Стал видеть он мир сразу двумя глазами: левым, целым - Явь, другим, лежащим в источнике - ряд с разладом. Встряхнул Есь руки сказал своё слово, - обратилась Вода с его левой руки в Серого Волка, с правой - в Волчицу. Очистил их Есь от разлада Мёртвой Водой, оживил Волков-Варгов Живой Водой. Поднял Есь свою Пику-Иглу, взглянул левым глазом - и увидел следы разлада вокруг себя. Вскричал он тогда, и пустил двух Волков по следу, велел своим Воронам указывать на притаившуюся зло-навь. А сам Есь принялся расхаживать по Яви и помечать своей Пикой места, где притаилась навь, оставляя разные черты и резы. Так Повелители узнавали, где и какой разлад затаился.
Ходили они за Есем, видели оставленные им знаки, определяли по ним, где схоронилась зло-навь, и лечили мир от разлада Мёртвой Водой. А, вылечив раненую душу, бережно сохраняли каждый знак, чтобы и потом отличать доброе от дурного, и знать меру дурного и доброго, чтобы видеть и находить сокрытое...
Так были обретены руны! Если верить легенде, они бесценны. Именно руны позволяют отличить добро от зла, именно они позволяют определить меру зла и путь борьбы с ним. Знание рун - реальное оружие борьбы с ненавистью и разладом, и их утрата неизбежно поставит Явь перед необходимостью новых мук и страданий, подобных терзаниям Еся.
…С той поры Еся прозвали Одином (Единственным - так как лишь он сумел отличить благо от зла) и Оддом (что означает - удачная попытка). Его Волки неустанно ищут следы вторгшейся нави, - а когда найдут, безжалостно преследуют испорченное ненавистью существо, пока Вороны граем своим зовут Одина провести в загнанной дичи черту, отделяющее доброе от дурного. Лоха же - за его хитрый и сомнительный совет - прозвали Лихом. Впрочем, и Лох тоже лишился одного своего глаза - правда, это произошло гораздо позже.
(Н.В. Мурзин, "Дорога домой", 1999 г.)