С древнейших времён ещё далёким предкам человека приходилось защищать себя и своих близких от враждебного окружения. Если от неблагоприятных условий среды можно было убежать, откочевать в иные, более пригодные для жизни места, то враги, соперники, конкуренты – одним словом, противники, – окружали человека всегда и везде, куда бы он ни пошёл.
Поэтому умение сражаться и выживать, одерживать верх над противником оказалось в числе первых и наиважнейших умений эволюционирующего человека. Это драгоценнейшее умение передавалось из поколения в поколение, от отдалённых предков к человеку разумному, превращаясь попутно в богатую методику обучения способам выживания и сражения. Наполняясь эффективными приёмами и методами, проверенными практикой многочисленных поколений, это умение превратилось в боевое ремесло, частью которого являются ныне многочисленные виды единоборств – как спортивных, так и прикладных. Соотнесённое с другими целями, более обширными, чем победа над персонифицированным противником, боевое ремесло доросло до боевого искусства, объединившего тактику и стратегию с приёмами и методами единоборств, с навыками управления группами людей, с мировоззренческим и философским обоснованием задач.
Боевое искусство, дополненное и развитое до уровня теоретических абстракций, унифицированных наборов приёмов и методов, методик обучения, стало особой профессией и специальностью в общественном разделении труда, логично развившись до уровня военного ремесла (как профессии) и военного искусства (как творчества).
Каждый нормальный человек, сколь бы ни был он самоуверен, неизбежно осознаёт собственное несовершенство, несоответствие с представлениями о том, каким бы он хотел быть. Он является постоянным полем боя между собственными недостатками и несовершенствами, с одной стороны, и надеждами и чаяниями на их преодоление и исправление, с другой. Именно в этом постоянном сражении методы и приёмы боевого ремесла должны быть наиболее эффективно использованы, направлены на постоянное движение к совершенному человеку. Будучи применённое к собственным недостаткам, боевое ремесло превращается, таким образом, в воинское ремесло.
Меняя человека, исправляя его недостатки и несовершенство, воинское ремесло позволяет по-новому взглянуть на весь окружающий мир, на природу, общество, человека. Будучи направленно на решение внутренних, сугубо личных задач конкретного человека, используя для устранения собственных недостатков и несовершенств, принципы боевого искусства, тактику и стратегию, воинское ремесло поднимается до уровня воинского искусства и способно решить многочисленные проблемы общества, повышая толерантность межличностных и межнациональных отношений.
Учение Собора – развившееся в настоящую науку воинское искусство, позволяет взглянуть на окружающий мир по-новому, цельно. Благодаря воинскому искусству человек видит Мир как целостное здание, собранное из различных частей-«кирпичиков». Каждая из этих частей, слабая или сильная, редкая или распространённая, уникальная или многочисленная, является незаменимой, необходимой. Осознавая себя существом, собранным подобным же образом, человек, основываясь на Учении Собора способен определить своё место в общественной жизни, в природе, цель бытия. Проявляя терпение, постоянным последовательным трудом над собой, осознанием подлинной ответственности перед природой и обществом, неизменным вежеством и нерушимой верностью избранной стезе, человек становится достойным этого места, обретая целостность, полноту жизни и постигая её истинный смысл.